Размер шрифта:
A A A
Тип шрифта:
Стандартный С засечками Моноширинный
Цветовая схема:
Стандартная Контрастная
31-08-2018

Темой очередного Экспертного Совета стала одна из самых проблемных отраслей -сфера ЖКХ, ее текущие проблемы и перспективы

Говорили о состоянии жилищного фонда, работе управляющих компаний, проведении капремонтов, уровне тарифов ресурсо-снабжающих организаций, которые вызывают наибольшее недовольство жителей, получающих ежемесячные платежки за коммунальные услуги. Говорили о специфике районных и сельских проблем, где в силу разных факторов решать коммунальные проблемы в чем-то сложнее, а где-то гораздо проще. Приводили примеры рационального хозяйствования и предавали огласке вопиющие случаи попустительства. Рассматривали варианты решения по сетям водопроводов и обеспечению населения области питьевой водой. Накануне начала отопительного сезона особенно актуально прозвучал вопрос про котельные и альтернативные тепло-источники, на которые переходят в отдельных районах области, отказываясь от старых и нерентабельных сооружений. Дело в том, что тепло от старых котельных, поступающее по изношенным теплотрассам стоит в разы дороже, чем в Омске. Кроме того, потери в сетях достигают до 40 процентов и выше. В ходе заседания Экспертного Совета прозвучало мнение о том, что большая часть федеральных целевых программ в сфере ЖКХ сориентированы на решение городских проблем. В то время как глава региона Александр Бурков ставит перед областным правительством задачу масштабнее — разработать механизм решения коммунальных проблем в районных центрах, малых городах и на селе. Ответы на этот и другие вопросы искали на заседании эксперты – как независимые, так и профессионалы отрасли, работающие в сфере ЖКХ.

Управляющие компании уравновесят Советами МКД
Эксперты рассматривали способы, как навести порядок на рынке жилищно-коммунальных услуг. Дело в том, что количество управляющих компаний, а их только в Омске более двухсот, не всегда переходит в качество обслуживания. Много компаний и вовсе банкротятся – как от неумелого управления, так и из корыстного желания не платить накопленные долги по счетам ресурсо-снабжающих компаний. Эксперты сравнивали опыт добросовестных компаний, которые умудряются приводить дома в порядок даже в рамках скромных бюджетов по статье «текущий ремонт», готовят коммуникации к отопительному сезону, конструктивно взаимодействуют с Советами МКД и своевременно отчитываются перед собственниками жилья. Но, как показывает практика, таких- меньшинство.
Какие есть рецепты оздоровления рынка коммунальных услуг? И эксперты, и участники заседания пришли к выводам, что надо восстановить «Горячую линию» ГЖИ, жестче наказывать нарушителей, активнее проводить обучения по грамотному взаимодействию Советов домов с управляющими компаниями, продумать меры консультационной и иной поддержки со стороны муниципалитетов и региональной власти.
Кроме того, обсудили критерии, по которым нужно оценивать работу управляющих компаний, чтобы качество обслуживания повышалось, а вслед за ним росло число жителей, довольных содержанием и управлением домов. Ведь именно ради этого собственники и нанимают управляющие компании. И как прекратить порочную практику, когда происходит наоборот – компании берут дома под свое управление, обкладывая живущих там людей «данью» без оказания надлежащих услуг.

Питьевая вода все-таки придет в районы
По поручению главы региона Александра Буркова в области была разработана программа обеспечения населения качественной питьевой водой. Вложения составят более 12 млрд. рублей за 10-летний период. Вопрос поднимался во время визита в Омск вице-премьера Правительства РФ Виталия Мутко, который предложил после инвентаризации всех объектов водоснабжения области добиваться включения проблемных населенных пунктов в федеральную целевую программу «Чистая вода». Так что возможности для ремонтов и проведения водопроводов в тех населенных пунктах, где проблема наиболее остра – а таких в области более 150 – со временем появятся.

Тарифы должны быть экономически-обоснованными

И если по водопроводам наметились, хоть и дальние, но вполне конкретные перспективы, то по теплоснабжению во многих территориях проблема обостряется перед каждым отопительным сезоном. Износ старых котельных колоссален, а вложения в их реконструкцию не всегда оправданы из-за сократившегося числа потребителей и наличия должников. Запуск новых котельных возможен только на условиях концессии, определенных ФЗ 115, что неминуемо приводит к удорожанию тепла. Но, как показывает практика, в населенных пунктах до 50 тыс. человек концессия не идет. За счет чего можно достигнуть консенсуса тех, кто платит, и тех, кто поставляет ресурс? Об этом шла наиболее горячая дискуссия на Экспертном Совете.
Сошлись на том, что тарифы РЭК должны быть экономически-обоснованы, конструктивный диалог между главами и руководством РЭК должен быть налажен, главы должны рационально подходить к вопросам тепло- и энергоснабжения, регион – заботиться о сбалансированной политике в части тарифов и включении отдельных населенных пунктов в федеральные программы по модернизации и реконструкции коммунальных сетей и котельных.

Как показывает практика, многое зависит от позиции муниципальной власти. Когда глава - настоящий хозяин на территории муниципалитета, то он вынужденно ищет и находит решение проблемы.
Василий Майстепанов, глава Большереченского муниципального района:
— Наш опыт последних лет показывает, что эксплуатация нерентабельных котельных губительна для сферы ЖКХ. Несколько лет назад мы в районе решились на эксперимент: ликвидировали одну котельную, а дома, которые от нее обогревались, решили отапливать от электро-источников. Сколько негатива пришлось выслушать?! А что в итоге? Бюджет района сэкономил около 40 млн. рублей. Мы подсчитали, что в сетях от наших котельных, которые работают на мазуте, теряется около 42 процентов тепла. Нефтепродукты постоянно дорожают, а мы эти деньги через неэффективные котельные фактически выбрасывали на ветер. Уверен, что котельные на селе сегодня не нужны. Необходимо переходить на индивидуальные источники тепла. К примеру, 286 потребителей у нас в селах перешли и стали платить дешевле!

В Большереченском районе результат оказался и экономически-оправдан. Вложения составили 9 млн рублей, сэкономили при таком переходе 40 млн руб. Но это не значит, что решили все проблемы, есть еще нерешенный вопрос со старой, неэффективно работающей на мазуте, котельной. Опыт Большереченского МР, безусловно, заслуживает внимания (кстати, они брали пример с Крутинского района). Но переход на индивидуальные источники требует финансовых и временных затрат и оперативно внедрить подобный опыт в других районах невозможно. А ведь жители вынуждены платить за неэффективную работу ЖКХ каждый месяц. Что делать в такой ситуации?
Фридрих Мецлер, глава Калачинского муниципального района:
— В последние годы Региональная энергетическая комиссия очень жестко регулирует тарифы и зачастую устанавливает их на таком уровне, которые непосилен для населения. Со всеми социальными последствиями этого мы сталкиваемся на местах. Поэтому считаю будет правильным, если региональная власть предусмотрит социальные субсидии для определенных групп населения.

Руководство областного министерства строительства и ЖКХ отреагировало на это предложение и озвучило свою позицию.
Ирина Парыгина, заместитель министра строительства и ЖКХ Омской области:
— Глава региона Александр Бурков ставит перед правительством конкретную задачу: тарифы для коммунальных предприятий должны быть экономически-обоснованы. Но чтобы расходы жителей не увеличивались, нужно устанавливать льготы для населения. Законодательство сейчас это позволяет. В случаях, когда уровень установленного тарифа достаточно высокий и непосилен для части населения того или иного населенного пункта, часть расходов должно покрывать государство.

Капремонт: как контролировать и как ускорить
Отставание от планов проведения капремонта в многоквартирных домах наблюдается повсеместно - практически во всех муниципальных образованиях области. А вот собираемость платежей в областной Фонд капитального ремонта по области в последние годы заметно выросла и достигает почти 90%. Люди платят и ждут заветных ремонтов. А подрядчики, нанятые для выполнения работ, не всегда их ожидания оправдывают. Как их контролировать, чтобы получить качество за деньги, собранные на цели капремонта? И всем ли домам надо переходить на спецсчета? Экспертный Совет постановил, что необходима широкая просветительская работы среди населения с консультациями Советов домов, чтобы собственники жилья могли максимально полно реализовать свое право на качественный капитальный ремонт, предусмотренный законодательно.
Александр Бурых, член общественной палаты Омской области считает:
- Мы провели исследование, которое показало, что срок от принятия решения о ремонте до его фактического выполнения в домах, которые работают через спецсчет, почти вдвое меньше, чем там, где люди платят в общий котел. Здесь все зависит от инициативы жильцов, от того, насколько они организованы. Если хотите провести качественный и быстрый ремонт, не надо ждать, а надо начинать самим управлять своим домом и средствами на его содержание. Опыт показывает, что когда люди вносят деньги на спецсчет, их в первую очередь интересует не тариф за квадратный метр, а конечный результат: отремонтированная крыша или коммуникации в подвале. Считаю, что нужно усиливать разъяснительную работу среди жителей, которые пока мало знают о своих правах и возможностях Совета дома в жилищно-коммунальных вопросах.

Действительно, закон предусматривает альтернативное решение для собственников жилья: платить не в «общий котел» фонда капремонта, а на спецсчет своего дома, из которого будут оплачиваться расходы на капремонт конкретного дома. По статистике жильцы только 15% многоквартирных домов выбрали для себя такую форму проведения капремонта. Однако, и здесь нужно сначала сесть и правильно посчитать. Если количество квартир в доме невелико, а износ дома значительный, то торопиться с переходом на спецсчет было бы неосмотрительно. Поскольку накопленных жителями на спецсчете средств никогда не хватит на проведение капремонта, а вот возможностей включиться в какую-то программу финансирования ремонтов в этом случае может уже и не представится.
Экспертный Совет за 3-х часовое заседание обсудил многие жилищно-коммунальные вопросы, в том числе - о подготовке кадров для ЖКХ-отрасли, о ставке платежа на капремонт, о грантах на благоустройство дворов, о «судебных домах», о практике модераторства, которая успешно используется в других регионах и приносит хорошие результаты.Наиболее актуальные из обсуждаемых вопросов перенесли в телестудию, программу можно посмотреть в эфире «12 канала», где ведущие эксперты продолжат разговор на очень важную для жителей Омской области тему.